Индия виза
15.02.2017
Если в «Фамире Кифарэд» Экстер создала первую кубистическую интерпретацию обобщенного места действия, то на немецкой сцене идеи Аппиа и Крэга и прежде всего использованный ими мотив лестниц, ступеней были подхвачены художниками-экспрессионистами, и стали основой одной из двух ветвей данного направления в искусстве сценографии конца 1910-х-1920-х годов. Наиболее выразительно мотив лестницы прозвучал в спектаклях режиссера Л. Йесснера и художника Э. Пирхана. Уже в первой их постановке «Вильгельм Телль» Ф. Шиллера (1919) развернутая во всю ширину сцены лестница воспринималась как грандиозный ступенчатый подиум, на который, как на своего рода пьедестал, герои спектакля совершали свое восхождение, свой трудный путь к высотам духовной свободы - к свету, узким вертикальным столпом клинообразно прорывавшему окружающий мрак. Любите путешествовать? Вам понадобится индия виза.
Композиционно этот вытянувшийся по горизонтали сценического пространства ступенчатый подиум и эта клинообразная вертикаль поднимавшегося над ним просвета образовывали форму гигантского креста. Если у Аппиа архитектурные построения передавали ощущение эпического покоя, классической уравновешенности и являлись принадлежностью мира, созданного некоей высшей надчеловеческой волей, если у Крэга мир его театральных образов противостоял человеку, словно предвещая трагическую неизбежность его гибели, то у Пирхана он становился экспрессивным выражением состояния души героя. Происходившие в ней страстные борения чувств и эмоций, желаний и устремлений отзывались пластически, то есть зримо и визуально, в резком ритмическом противопоставлении и противодействии горизонтали и вертикали, в мощных контрастах глухих масс черного и врывавшихся в него световых лучей, выхватывавших из мрака фигуру актера и подававших ее как скульптурный объем, четко выделявшийся на этом фоне, поднятый на пьедестал единой ступенчатой установки и ярко окрашенный экспрессивно интенсивным цветом костюма.
Приветствую своих друзей, а также всех любителей биатлона! www.iourieva.ru . |